В легкой промышленности, на модернизацию которой Беларусь в прошлом году положила более 100 млн долларов, швейное производство занимает второе место после производства текстиля. Это около 170 предприятий, изначально нацеленных одеть и обуть не только соотечественников, но отвоевать места на мировом рынке у китайских производителей ширпотреба. Свою конкурентоспособность в плане объемов и количества швейное производство доказывает с 2008 года, увеличивая складские запасы примерно на 30% в год (по данным Белстата). Но у белорусского легпрома есть одна маленькая проблема – отсутствие постоянного спроса на местную продукцию.
Отдельные флагманы швейной отрасли в свое время коснулись перспектив вхождения в розничные сети Европы, кормясь мечтами о продажах залежавшейся продукции миллионными тиражами. Но интегрироваться в европейскую фэшн-индустрию или хотя бы выйти на цивилизованный рынок с конкурентоспособной продукцией нашим компаниям (по словам руководителей) постоянно мешают внешние факторы:
В помощь белорусскому легпрому министерство торговли предлагает кардинальные методы: обложить покупки через онлайн-каталоги налогами и ограничить продажи импорта местными ИП законом об обязательной сертификации. Но, пока потребитель требует улучшить качество продукции и совершенствовать методы продаж, а правительство подготавливает правовые акты, швейное производство настойчиво отстрачивает по устаревшим лекалам гардероб для менее требовательных покупателей.
Десятки лет назад перед швейными предприятиями стояли проблемы модернизации, отсутствие финансов на развитие производства. Но большинству организаций не помогла и помощь инвесторов – обувь и одежда национальных брендов не может конкурировать по ценам с аналогичными китайскими товарами. Кроме того, отечественный производитель всегда с трудом решает проблему современного ассортимента швейной продукции. Если на крупных предприятиях это обусловлено устаревшим оборудованием, сложностью замены, то неконкурентоспособность малых швейных компаний объяснить сложно. Многими компаниями используются устаревшие материалы и технологии пошива, лекала заимствуются у конкурентов. Поэтому неудивительно, что сегодня розничного покупателя больше интересует модный ассортимент из онлайн-каталогов с низкими ценами.
Есть, конечно, отдельные предприятия в Беларуси, где отшивается отличное белье, изготавливается детский трикотаж и чулочно-носочные изделия, по качеству не уступающие продукции известных мировых брендов. Но у таких компаний в тяжелых экономических условиях не находится средств на маркетинговую политику, продвижение бренда. Партнерство с заинтересованными инвесторами могло бы решить многие проблемы, но тут есть уязвимые места совместного бизнеса:
Общая проблема предприятий легкой промышленности заключается в том, что крупное швейное производство часто держится не на прибыли и даже не на перспективах. Белорусский промышленный бизнес часто обуславливается необходимостью сохранения множества рабочих мест согласно социальным госпрограммам. Такая система исключает здоровую конкуренцию и заставляет производить товар, в котором не заинтересован покупатель.